Розвиток дитини Блоги Катерина Ясько: новий погляд на виховання дітей
Катерина Ясько: новий погляд на виховання дітей
Рейтинг
26

3 книги, прочитання яких дасть новий погляд на освіту і виховання дітей

Катерина Ясько: новий погляд на виховання дітей

Автор: Катерина Ясько, психолог.

«Вас беспокоит ситуация, сложившаяся в сфере образования? Меня да. Больше всего меня тревожит тот факт, что хотя системы образования во всем мире в настоящее время и реформируются, многими из этих преобразований обусловлены политическими и коммерческими интересами, а не пониманием того, как в реальности учатся люди и работают по-настоящему великие школы».

Этот пост мне захотелось начать с первых и последних слов одной из книг, которую я буду рекомендовать для прочтения всем тем, кто так или иначе связан с образованием.

Огромное значение для истинной реформы образования является формирование «агентов перемен, наделенных талантом видеть очертания иного будущего и исполненных решимости воплотить его в жизнь. Они знают, что для этого не всегда нужно чье-то разрешение. Как сказал великий Ганди, если вы хотите изменить мир, вы должны сами стать той переменой, которую намерены осуществить. И если достаточное количество людей начинает шевелиться, возникает движение. Если это движение несет в себе достаточно энергии, вспыхивает революция. А это именно то, что сегодня нужно образованию». Кен Робинсон, «Школа Будущего»

Агенты перемен — это прежде всего осознанные родители, бесконечно любящие свою работу и готовые к изменениям учителя, а также уникальные лидеры новой формации среди директоров школ.

В этом материале я публикую некоторые цитаты и выжимки из книг, прочтение которых, я надеюсь, поможет этим самым «агентам перемен» выйти на поверхность и поверить в свои силы.

О реформах образования много говориться и пишется, но ситуация в Украине и России (знаю не понаслышке) такова, что у нас, гражданского общества, нет другого выхода кроме как брать и делать. Родителям, учителям, директорам, чиновникам, расширять границы своего сознания и делать то, что по силам.

Что по силам? Делюсь своим, сугубо личным взглядом. Главное — не тратить энергию на стенания и жалобы на недостатки существующей системы. Быть активными. Самоорганизовываться, создавать образовательные сообщества. Объединяться по интересам, делиться информацией, учиться общаться и учить друг друга. Учителям и родителям — объединять усилия. Чиновникам — дать возможность преподавать в школах людям без  педагогического образования, но педагогам от Бога. Поддержать развитие семейного, частного дошкольного и среднего образования. Создавать домашние школы. Учить английский. Интересоваться возможностями, которые сейчас Украине предоставляют международные доноры (к сожалению, пока очень мало кто поддерживает образование). Подаваться на гранты. Ехать практиковаться на Запад и возвращаться в свои детские сады и школы. Приглашать специалистов — педагогов, проектных менеджеров образовательных программ к нам.

Что по силам каждому родителю? Просто больше читать о детской психологии и новых подходах к образованию. Нет лучшей инвестиции в будущее собственного ребенка, чем осознанный, постоянно растущий над собой родитель и учитель.

В Украине, со всеми трудностями и сложностями, происходит перезагрузка по многим направлениям. Кое-что мы можем начать строить с нуля. Нам выдался шанс стать поистине уникальным социальным экспериментом, применив мировой опыт, который становится все более доступным благодаря переводам на русский лучших практик в области психологии и образования. Спасибо издательству Манн, Иванов и Фербер — одному из двигателей просвещения жителей пост-советского пространства.

Здесь я пишу о 3 книгах, но на самом деле в 2014-2015 году таких работ было издано гораздо больше. Недавно в рамках проекта  «Суспільний університет на Першому Національному» (лекция по этой ссылке) я рассказывала об одной из них — «Как дети добиваются успеха» Пола Тафа.

Новая книга Кена Робинсона и Лу Ароники «Школа Будущего» — самая вдохновляющая из книг для реформаторов образования, директоров школ и учителей.

Книги По Бронсона и Эшли Мерримен «Мифы воспитания. Наука против интуиции» (или в другом издании «Воспитательный шок. Революционный взгляд на воспитание детей и подростков») и Мартина Сэлигмана «Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера» являются прекрасным подспорьем для родителей для формирования своего собственного взгляда на воспитание своих детей и формулирование осознанного запроса к школе.

Вообще образование в Украине начнет меняться только тогда, когда вызреет качественно новый, более осознанный запрос со стороны родителей как главных заказчиков образования.

Прочтение этих книг в полном объеме формирует прекрасную базу для понимания последних мировых тенденций и программ из области педагогики и детской психологии, доказавших свою действенность и успешность в результате многолетней практики и подтвержденных исследованиями.

Предлагаю несколько выжимок из этих книг, дающие представление об их содержании, которые показались особенно интересными лично мне.

«Мифы воспитания. Наука против интуиции» или в другом издании «Воспитательный шок. Революционный взгляд на воспитание детей и подростков», По Бронсон, Эшли Мерримен.

«Большинство родителей воспитывают своих детей не «по книгам», а руководствуясь своими инстинктами, внимательно наблюдая за их потребностями и развитием.

Почему родительские инстинкты могут нас сильно подвести?

Термином воспитательный шок мы обычно обозначаем панику, в которую впадают молодые родители, когда мифический фонтан знаний о том, как понимать свое дитя в разном возрасте, не начинает бить по мановению волшебной палочки.

Задача этой книги — показать, что в воспитании нельзя руководствоваться предрассудками. Мы хотим показать, что многие современные педагогические стратегии на самом деле вредны, потому что не имеют твердого научного фундамента.

Ошибочные взгляды на развитие детей исказили принципы воспитания, школьные программы и социальную политику. Они влияют на наше представление о детях и на интерпретацию их поведения. Мы хотим научить вас думать о детях иначе — более глубоко и ясно.

Результаты ряда исследований, выполненных в последние годы, противоречат привычным взглядам на воспитание детей.

Главным итогом нашего исследования стало то, что новый взгляд на воспитание мы ощутили как нечто самоочевидное, логичное — воплощение здравого смысла. Преодолев начальный шок, мы стали относиться к детям в корне иначе.

Коррекция нашего мышления в отношении детей может изменить характер общества в целом» (По Бронсон, Эшли Мерримен)».

«Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера», Мартин Сэлигман.

«Мы хотим, чтобы наши дети были не только здоровыми. Мы хотим, чтобы их жизнь была наполнена дружелюбием, любовью и достойными делами. Мы хотим, чтобы они с интересом учились и легко справлялись с трудностями. Мы хотим, чтобы они гордились своими достижениями, росли справедливыми, смелыми, уверенными в завтрашнем дне. Чтобы они справлялись с поражениями, неудачами, которыми сопровождается взросление, и сами стали хорошими мамами и папами. Наша самая большая мечта — чтобы их жизнь была лучше нашей, а наше самое сокровенное желание — чтобы они переняли все наши достоинства и как можно меньше недостатков.

Нам по силам достичь желаемого. Родители могут научить детей уверенности в себе, инициативности, усердию, доброте и самоуважению. Наука и медицина продолжают делать серьезные открытия, массовые коммуникации делают доступными империи книг, музыки, развивающих игр со всего света. Таким образом, у ответственных родителей есть все основания рассчитывать, что жизнь детей превзойдет их собственную жизнь во всех отношениях.

Имеется, однако, серьезное препятствие, которое может помешать осуществиться нашим мечтам. Из-за него люди лишаются природной активности и оптимизма. Оно называется «пессимизм» и сводится к мыслям о самом катастрофическом развитии событий. Пессимизм стремительно распространяется среди детей, и главная задача родителей — не дать ребенку «подхватить» это новомодное мировоззрение. Данная книга призвана способствовать воспитанию в детях оптимизма, который будет сопровождать их всю жизнь.

Возможно, некоторые считают пессимизм всего лишь позой, маской, которую можно снять по желанию. Если бы пессимизм был всего лишь приемом, помогающим казаться всезнайкой на вечеринках, или оружием скептика, защищающим от разочарований, я бы не стал писать данную книгу. К сожалению, пессимизм — явление гораздо более серьезное. Он представляет собой привычку, укоренившуюся в сознании, которая приводит к радикальным и губительным последствиям: угнетенному сознанию, пассивности, низкой успеваемости и даже неожиданному ухудшению физического самочувствия. Пессимизм «не рассасывается» в ходе естественного течения жизни с ее взлетами и падениями. Наоборот, он только усиливается с каждой неудачей, начинает самовоспроизводиться. Америка увязла в эпидемии пессимизма и страдает от самого серьезного его последствия — депрессии.

Когда доктор Солк заговорил о психологической иммунизации, я подумал об эпидемии депрессии среди молодежи. Мне было известно, что недавно разработанные когнитивные и бихевиористкие техники помогают ощутимо ослабить депрессию и пессимизм у депрессивных взрослых. А способны ли такие же приемы, если им обучить здоровых детей, помочь им сопротивляться депрессии во взрослой жизни? Сможет ли подобная иммунизация победить эпидемию, способствовать успехам в учебе и спорте? Может быть, «вакцинированные» дети будут реже болеть? Может, на наше счастье, окажется, что беды американских подростков — наркотики, ранние беременности, самоубийства, чувство отчаяния и потери смысла — удастся предотвратить психологическими «прививками» в детстве? Все эти вопросы вертелись у меня в голове после встречи с доктором Солком.

В этой книге рассказывается о программе иммунизации школьников, которая в итоге была разработана. Она позволяет научить родителей, воспитателей, учителей и школьную систему в целом прививать детям оптимизм и чувство контроля над ситуацией. Я расскажу вам об исследованиях, посвященных оптимизму и беспомощности, которые мы вместе с коллегами проводили в течение последних тридцати лет. Мы рассмотрим и источники пессимизма, и его подспудные последствия. Я объясню, как следует действовать, если у вашего ребенка появились тревожные симптомы, и как заменить его пессимизм на оптимизм, а беспомощность — на уверенность в себе. Помните: дети должны смотреть на жизнь незамутненными глазами и чувствовать, что им все по силам».

«Школа Будущего. Как вырастить талантливого ребенка», Кен Робинсон и Лу Ароника.

“Основная цель образования – помочь школьникам учиться. В этом и состоит роль учителя. Но современные образовательные системы буквально кишат всякого рода отвлекающими моментами. Это и политические соображения, и общенациональные приоритеты, и строительные нормы и правила, и должностные инструкции, и родительские амбиции, и давление со стороны сверстников, и многое другое. Список можно продолжать бесконечно. Однако суть, сердце образования – это взаимодействие учителя с учеником. Все остальное зависит от того, насколько продуктивны и успешны эти отношения. Если они не работают, буксует вся система. Если ученик не учится, он не получает образования. Возможно, с ним происходит что-то другое, но новых знаний и навыков он не приобретает.

Очевидно, что обучение – и образование – не ограничивается рамками формальной среды школ и общенациональными учебными программами. Оно везде, где есть те, кто хочет учиться и те, кто готов учить. Именно такую атмосферу необходимо сформировать и поддерживать в наших школах, а для этого прежде всего надо создать условия, способствующие укреплению взаимоотношений между учащимися и учителями. Вот что я имею в виду, говоря об основательном реформировании образования. И в этом процессе нас ждет целая экосистема обязанностей и ответственности”.

“Ключем к повышению успеваемости учащихся и эффективному преподаванию является тесный контакт между учителем и учеником. Детям нужны учителя, которые умеют с ними ладить”.

“Миссия великих учителей сводится не только к качественному преподаванию. Они еще прекрасные наставники и проводники, помогающие ученикам стать увереннее, обрести чувство цели и поверить в свои силы”.

О роли психологии в образовании:

“Как человеческие существа, мы все одновременно живем в двух мирах. Первый существует независимо от того, существуем ли мы. Он был до того, как мы в него пришли, и останется, когда мы уйдем. Это мир материальных объектов, событий и других людей; мир, который нас окружает.

Но есть и другой мир, и он существует только потому, что есть мы: внутренний мир наших мыслей, чувств и восприятий. Он возникает вместе с нами и вместе с нами уходит в небытие. Мы познаем окружающий мир исключительно через свой внутренний мир, посредством органов чувств, с помощью которых воспринимаем все, что нас окружает, и через идеи, с помощью которых все это осмысливаем.

Традиционная учебная программа практически полностью ориентирована на окружающий нас мир и совсем мало внимания обращает на мир внутренний. Это влечет за собой весьма печальные последствия, которые мы с вами наблюдаем каждый день; они проявляются в скуке детей, отсутствии интереса к учебе, стрессах, агрессивном поведении, тревоге, депрессии и нежелании посещать школу. Это все человеческие проблемы, требующие нашей немедленной реакции”.

О негативных последствиях движения за стандартизацию образования:

“В 2008 году IBM опубликовала список характеристик, которые руководители компаний больше всего хотели бы видеть в своих сотрудниках. Были опрошены полторы тысячи лидеров из восьмидесяти стран мира. Так вот, основными приоритетами оказались способность приспосабливаться к изменениям и креативность при выработке новых идей. Выяснилось, что эти качества отсутствуют у большинства нынешних выпускников вузов, в остальном довольно компетентных и отлично подготовленных молодых людей. Тут следует сказать, что очень немногие способности, необходимые современному предпринимателю, стимулируются и развиваются благодаря стратегиям, столь высоко ценимым нынешними реформаторами образования. Напротив, стандартизированное образование зачастую на корню убивает творчество и новаторство – как раз те качества, от которых зависит любая современная экономика. Поэтому неудивительно, что, как отмечает Юн Чжао, высокие результаты по стандартизированным тестам показывают одни страны, а мощный дух предпринимательства характерен совсем для других.

Все перечисленное указывает на то, что движение за стандартизацию образования не достигает целей, им самим же установленных. А это влечет за собой поистине катастрофические последствия с точки зрения заинтересованности школьников учебой и морального духа учителей.

Наши дети и местные сообщества нуждаются в образовании иного сорта, основанном на принципах, отличных от пропагандируемых сторонниками движения за образовательные стандарты. А чтобы четко понять, каким должно быть такое образование, нам действительно пора вернуться к истокам. Но речь идет не о каком-то конкретном наборе предметов, методик преподавания или подходов к оценке успеваемости, а о возврате к базовым целям, которым образование должно служить в первую очередь.

Чтобы достичь этих целей, нужно радикально изменить свое отношение к школе; нам необходим переход от старой промышленной модели к модели, построенной на совершенно иных принципах и практических методиках. Люди рождаются не стандартного размера или формы, у них разные способности и личностные характеристики. Поняв и приняв эту прописную истину, мы поймем, почему не работает нынешняя система образования и как ее следует трансформировать.

На данный момент перед нами стоит одна абсолютно новая и весьма насущная задача – предложить формы обучения, поощряющие молодежь к активному участию в решении глобальных экономических и экологических проблем и стимулирующие их к видам экономической деятельности, способствующим устойчивому развитию и возобновлению природных ресурсов планеты, вместо тех, которые истощают и грабят ее недра.”

Какие компетенции наиболее важны?

“Традиционная учебная программа основывается на наборе отдельных предметов, которые исходно, как нечто само собой разумеющееся, считаются значимыми и необходимыми. И это одна из главных проблем. Правильная опорная точка – задаться вопросом, что должны знать и уметь дети в результате обучения в учебном заведении. К настоящему моменту уже предпринят ряд попыток по-новому сформулировать учебную программу с точки зрения компетенций. По-моему, это очень хорошая идея. Я, например, убежден, что четыре основные цели образования дают нам восемь ключевых компетенций, развитию которых должны способствовать школы, если они действительно хотят помочь учащимся добиться успеха в дальнейшей жизни. Каждая из этих компетенций актуальна для всех четырех целей”: (далее – моя выжимка)

  • Любознательность – способность задавать правильные вопросы и исследовать, как устроен мир;
  • Креативность – способность вырабатывать новые идеи и применять их на практике;
  • Критичность – способность анализировать информацию и идеи, формулировать обоснованные аргументы и выносить суждения;
  • Коммуникативность – способность четко и уверенно выражать мысли и чувства разными средствами и в разных формах;
  • Коллективизм – умение конструктивно работать с другими людьми;
  • Сострадательность – способность сопереживать другим людям и поступать соответственно;
  • Самообладание – способность наладить контакт со своим внутренним миром и достичь душевного равновесия;
  • Гражданственность – умение конструктивно взаимодействовать с обществом и участвовать в процессах, обеспечивающих его существование.

Ну и напоследок, о роли сотрудничества семьи и школы:

“Когда школа и семья действуют сообща и в правильном направлении, это обеспечивает огромные преимущества для всех участников процесса, независимо от социально-экономических групп, к которым они принадлежат”.

Счастья Вам и Вашим детям!

Оригінал

Оцініть публікацію
Рейтинг статті: 4.3 з 5 на основі 6 оцінок.

Розвиток дитини
03.02.2016

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів


Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Розвиток дитини»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Розвиток дитини

Дякую,
не показуйте мені це!