Оцініть матеріал

В. Волчан: планшет - справжнісінька залежність

Виключити планшети і смартфони з життя дитини можна, всього лиш потрібно - дати щось натомість

В. Волчан: планшет - справжнісінька залежність

Автор: Валентина Волчан, дитячий психолог.

В отличие от надуманных родителями проблем (недавно обсуждали), у детей бывают проблемы настоящие.

Последние лет пять, куда бы я ни пришла, с кем бы я ни говорила, рано или поздно прозвучит фраза «Он/она все время в планшете!»

У вас есть дети до 16, вы когда-то дали им в руки планшет/смартфон? И, понадеявшись на их сознательность, ответственность и волю (поразительная способность родителей наделять детей качествами, которые им не присущи в силу возраста), ослабили контроль?

Значит, вы знаете, о чем я говорю.

Сейчас в комменты придут идеальные мамы и скажут, что у них такого нет. Мы аплодируем вам, идеальные мамы, но у большинства эта проблема есть, и она очень беспокоит родителей.

Дело в том, что это самая настоящая зависимость.

Ребёнок готов на все, ради возможности играть в планшете.

Соглашается есть, учиться, ходить на кружки или секции только в обмен на планшет.

Может провести с планшетом в обнимку хоть весь день без перерывов даже на еду.

Обманывает, хитрит, изворачивается, чтобы получить планшет.

Впадает в истерику, вредит себе, крушит все вокруг, если отбирают планшет.

Вам приходится выдумывать причины, по которым он не получит планшет прямо сейчас (отдали в ремонт, одолжили родственникам, не можете найти).

Самое страшное наказание для ребёнка за проступок - забрать планшет на несколько дней.

Все так?

Ничего не напоминает? Это зависимость.

Конечно, вы не раз слышали от друзей и родственников простейший способ решения этой проблемы. Звучит это примерно так: «Пфф, так не давайте ему планшет! Делов-то!»

Ну да. Но, нет.

Это очень наивная позиция, будто можно просто забрать у наркомана наркотики, у игрока карты, у алкоголика бутылку - и они сразу излечатся.

Забирая у детей гаджеты, вы не можете рассчитывать, что они сразу, умнички такие, встанут и пойдут делать домашку, потом гулять во двор, на свежий воздух с друзьями, вернутся, помоют посуду, сложат оригами-журавлика и напишут бабуле письмо. Вовремя поужинают отварной курочкой с брокколи и горошком, почистят зубки, повторят стишок и лягут спать. И все это сами, без напоминаний там всяких. А вы в это время в инстаграмчик потупите на телефоне.

Нет, так это не работает. Исключить гаджеты из жизни ребёнка можно, всего-то нужно дать что-то взамен.

Могут помочь интересные (по мнению ребёнка) занятия и совместное времяпрепровождение: походы в кино, музеи, галереи, кафе, горы, реки и овраги; поездки на рыбалку, море, по просторам родины и заграницу; клубы, секции, кружки; совместное чтение, лепка, рисование, вязание, печенье выпекание и тагдалие). Да даже просто вместе играть. Легко?

Для большинства семей нереально.

Но, уважаемые родители, мы можем сыграть на опережение. И постараться предотвратить такую проблему.

«Когда мы говорим про зависимость как про расстройство, то это про расстройство волевых процессов, про не развитую способность определять цель и следовать ей, преодолевая как внешние, так и внутренние препятствия». Это слова доктора психологических наук, заведующей лаборатории массовой коммуникации и медиаобразования Любовь Антоновны Найденовой.

Я взяла на себя смелость перевести, возможно, немного адаптировать и изложить на своей странице метод, который предлагает Любовь Антоновна для решения этой проблемы.

Дякую пані Любові за натхнення та можливість. Тут оригінальний допис.

Человек не рождается с уже готовой волей, но рождается с возможностью эту волю развить. В этом, в формировании волевых процессов, существенную роль могут сыграть родители. Как мы развиваем у ребёнка внимание, память, речь, мышление, так же развивается и воля.

Но в киберпространстве, в виртуальном мире, в мире по ту сторону экрана гаджета, который с огромной скоростью становится частью жизни вашего ребёнка, воля не нужна. Там можно находиться часами, днями без определения своей цели, бродить (серфить) от чего-то одного, что обратило внимание, к чему-то другому, что вызвало интерес прямо сейчас. Все легко, все просто, понятно. Для такого поведения волевая регуляция не нужна. Весь контроль передаётся технологиям. Усталость и истощение есть, а тренировки осуществлять осознанные усилия нет.

А развитие способности осуществлять усилия - это в интересах ребёнка.

Ниже я приведу пошаговую схему, с помощью которой, можно развить волевые процессы у ребёнка начиная примерно с 9-летнего (наиболее благоприятного) возраста.

Шаг 1.

Выбирается простое рациональное действие, которое ребёнку обычно делать не хочется. Что-то, что вы вынуждены постоянно напоминать делать - чистить зубы, заправлять постель, складывать одежду в шкаф и т. п.

Неплохо было бы поговорить с ребёнком о том, как сильно нужно человеку умение регулировать себя. И в каких моментах ему это умение не помешало бы уже сейчас.

Далее вы заключаете договор - неделю, дорогой мой ребёнок, я буду тебе напоминать о необходимости выполнения выбранного действия, а дальше попробуешь действовать самостоятельно.

Шаг 2.

Неделю напоминаете о том, что нужно сделать и о том, что дальше напоминать не будете и усилия придётся прилагать самостоятельно.

Шаг 3.

Тестовая неделя самостоятельности.

В это время нужна поддержка и похвала, что сам вспомнил. Возможно, что частично нужно будет вернуть помощь. Хотя реальная помощь будет в том, что вы говорите: «помни, дружок, эта неделя без напоминаний, я напоминать не буду», что по сути напоминание и есть, подсказка не о действии, а о необходимости его запустить самостоятельно.

Шаг 4.

Неделя безо всяких напоминаний. Только наблюдение и позитивная оценка.

В конце этой недели или, возможно, следующей нужно отметить момент, когда ребёнок совершает обговоренное действие уже автоматически, без особых усилий. Можно с ним это обсудить - трудно ли ему сейчас это выполнять без напоминаний, вспомнить, каково было месяц назад.

У ребёнка появится ощущение возможности преодоления своего сопротивления. А это очень важный позитивный опыт, осознание того, что не всегда будет так тяжело преодолевать свои внутренние барьеры.

Ну, а дальше можно заключать новые договорённости, запускать следующий месячник.

Конечно, все дети разные, и кому-то это сделать будет легко, а кому-то дастся с трудом, но всем это по силам. Потому что мы все рождаемся людьми потенциально способными к свободе воли, способные к пониманию причинно-следственной цепочки с себя.

Формирование волевой привычки (привычки к усилиям) - главный фактор профилактики любых расстройств типа зависимостей.

Безусловно, такая программа потребует и от родителей значительных усилий.

Но родительство - это одна из самых сложных работ в мире. Никто не обещал, что будет легко и кнопки волшебной по-прежнему не выдают.

И все же в наших силах сделать так, чтобы киберпространство и виртуальная реальность не заменили нашим детям реальную жизнь со всеми её красками, чтобы технологии не делали наших детей заложниками, а были им помощниками.

Оригінал

Гість
Оцініть матеріал