В. Волчан: планшет - справжнісінька залежність
Виключити планшети і смартфони з життя дитини можна, всього лиш потрібно - дати щось натомість
Автор: Валентина Волчан, дитячий психолог.
В отличие от надуманных родителями проблем (недавно обсуждали), у детей бывают проблемы настоящие.
Последние лет пять, куда бы я ни пришла, с кем бы я ни говорила, рано или поздно прозвучит фраза «Он/она все время в планшете!»
У вас есть дети до 16, вы когда-то дали им в руки планшет/смартфон? И, понадеявшись на их сознательность, ответственность и волю (поразительная способность родителей наделять детей качествами, которые им не присущи в силу возраста), ослабили контроль?
Значит, вы знаете, о чем я говорю.
Сейчас в комменты придут идеальные мамы и скажут, что у них такого нет. Мы аплодируем вам, идеальные мамы, но у большинства эта проблема есть, и она очень беспокоит родителей.
Дело в том, что это самая настоящая зависимость.
Ребёнок готов на все, ради возможности играть в планшете.
Соглашается есть, учиться, ходить на кружки или секции только в обмен на планшет.
Может провести с планшетом в обнимку хоть весь день без перерывов даже на еду.
Обманывает, хитрит, изворачивается, чтобы получить планшет.
Впадает в истерику, вредит себе, крушит все вокруг, если отбирают планшет.
Вам приходится выдумывать причины, по которым он не получит планшет прямо сейчас (отдали в ремонт, одолжили родственникам, не можете найти).
Самое страшное наказание для ребёнка за проступок - забрать планшет на несколько дней.
Все так?
Ничего не напоминает? Это зависимость.
Конечно, вы не раз слышали от друзей и родственников простейший способ решения этой проблемы. Звучит это примерно так: «Пфф, так не давайте ему планшет! Делов-то!»
Ну да. Но, нет.
Это очень наивная позиция, будто можно просто забрать у наркомана наркотики, у игрока карты, у алкоголика бутылку - и они сразу излечатся.
Забирая у детей гаджеты, вы не можете рассчитывать, что они сразу, умнички такие, встанут и пойдут делать домашку, потом гулять во двор, на свежий воздух с друзьями, вернутся, помоют посуду, сложат оригами-журавлика и напишут бабуле письмо. Вовремя поужинают отварной курочкой с брокколи и горошком, почистят зубки, повторят стишок и лягут спать. И все это сами, без напоминаний там всяких. А вы в это время в инстаграмчик потупите на телефоне.
Нет, так это не работает. Исключить гаджеты из жизни ребёнка можно, всего-то нужно дать что-то взамен.
Могут помочь интересные (по мнению ребёнка) занятия и совместное времяпрепровождение: походы в кино, музеи, галереи, кафе, горы, реки и овраги; поездки на рыбалку, море, по просторам родины и заграницу; клубы, секции, кружки; совместное чтение, лепка, рисование, вязание, печенье выпекание и тагдалие). Да даже просто вместе играть. Легко?
Для большинства семей нереально.
Но, уважаемые родители, мы можем сыграть на опережение. И постараться предотвратить такую проблему.
«Когда мы говорим про зависимость как про расстройство, то это про расстройство волевых процессов, про не развитую способность определять цель и следовать ей, преодолевая как внешние, так и внутренние препятствия». Это слова доктора психологических наук, заведующей лаборатории массовой коммуникации и медиаобразования Любовь Антоновны Найденовой.
Я взяла на себя смелость перевести, возможно, немного адаптировать и изложить на своей странице метод, который предлагает Любовь Антоновна для решения этой проблемы.
Дякую пані Любові за натхнення та можливість. Тут оригінальний допис.
Человек не рождается с уже готовой волей, но рождается с возможностью эту волю развить. В этом, в формировании волевых процессов, существенную роль могут сыграть родители. Как мы развиваем у ребёнка внимание, память, речь, мышление, так же развивается и воля.
Но в киберпространстве, в виртуальном мире, в мире по ту сторону экрана гаджета, который с огромной скоростью становится частью жизни вашего ребёнка, воля не нужна. Там можно находиться часами, днями без определения своей цели, бродить (серфить) от чего-то одного, что обратило внимание, к чему-то другому, что вызвало интерес прямо сейчас. Все легко, все просто, понятно. Для такого поведения волевая регуляция не нужна. Весь контроль передаётся технологиям. Усталость и истощение есть, а тренировки осуществлять осознанные усилия нет.
А развитие способности осуществлять усилия - это в интересах ребёнка.
Ниже я приведу пошаговую схему, с помощью которой, можно развить волевые процессы у ребёнка начиная примерно с 9-летнего (наиболее благоприятного) возраста.
Шаг 1.
Выбирается простое рациональное действие, которое ребёнку обычно делать не хочется. Что-то, что вы вынуждены постоянно напоминать делать - чистить зубы, заправлять постель, складывать одежду в шкаф и т. п.
Неплохо было бы поговорить с ребёнком о том, как сильно нужно человеку умение регулировать себя. И в каких моментах ему это умение не помешало бы уже сейчас.
Далее вы заключаете договор - неделю, дорогой мой ребёнок, я буду тебе напоминать о необходимости выполнения выбранного действия, а дальше попробуешь действовать самостоятельно.
Шаг 2.
Неделю напоминаете о том, что нужно сделать и о том, что дальше напоминать не будете и усилия придётся прилагать самостоятельно.
Шаг 3.
Тестовая неделя самостоятельности.
В это время нужна поддержка и похвала, что сам вспомнил. Возможно, что частично нужно будет вернуть помощь. Хотя реальная помощь будет в том, что вы говорите: «помни, дружок, эта неделя без напоминаний, я напоминать не буду», что по сути напоминание и есть, подсказка не о действии, а о необходимости его запустить самостоятельно.
Шаг 4.
Неделя безо всяких напоминаний. Только наблюдение и позитивная оценка.
В конце этой недели или, возможно, следующей нужно отметить момент, когда ребёнок совершает обговоренное действие уже автоматически, без особых усилий. Можно с ним это обсудить - трудно ли ему сейчас это выполнять без напоминаний, вспомнить, каково было месяц назад.
У ребёнка появится ощущение возможности преодоления своего сопротивления. А это очень важный позитивный опыт, осознание того, что не всегда будет так тяжело преодолевать свои внутренние барьеры.
Ну, а дальше можно заключать новые договорённости, запускать следующий месячник.
Конечно, все дети разные, и кому-то это сделать будет легко, а кому-то дастся с трудом, но всем это по силам. Потому что мы все рождаемся людьми потенциально способными к свободе воли, способные к пониманию причинно-следственной цепочки с себя.
Формирование волевой привычки (привычки к усилиям) - главный фактор профилактики любых расстройств типа зависимостей.
Безусловно, такая программа потребует и от родителей значительных усилий.
Но родительство - это одна из самых сложных работ в мире. Никто не обещал, что будет легко и кнопки волшебной по-прежнему не выдают.
И все же в наших силах сделать так, чтобы киберпространство и виртуальная реальность не заменили нашим детям реальную жизнь со всеми её красками, чтобы технологии не делали наших детей заложниками, а были им помощниками.